Меню Личный кабинет Оплата услуг без комиссии Поиск по сайту Сообщить о неполадке

+7 (831) 277-91-31

круглосуточная горячая линия

Центры обслуживания клиентов

+7 (831) 277-91-31

круглосуточная горячая линия

Центры обслуживания клиентов

Надо бежать, чтобы двигаться вперед

Дата: 01.01.1970

Отопительный сезон 2014/2015 был самым спокойным, и немалая заслуга в этом сотрудников ОАО «Теплоэнерго», обслуживающих городские котельные и две тысячи километров тепловых сетей Нижнего Новгорода. О том, за счет чего удалось добиться снижения аварийности и с какими проблемами сегодня сталкивается муниципальная ресурсоснабжающая компания, рассказывает ее генеральный директор Владимир КОЛУШОВ.

— Давайте начнем с итогов отопительного сезона. Начали вы его в прошлом году удачно по сравнению с предыдущими годами, без каких-либо крупных сбоев. Как он прошел?

— Прошел он, как и пуск тепла, действительно хорошо. Это не только слаженное начало, нам удалось вывести на новый уровень надежность и качество теплоснабжения. В плане надежности основной показатель — повреждаемость сетей. То, что нам удалось снизить аварийность на 30% в течение одного отопительного сезона, — это рывок вперед по меркам системы, в которой износ от отсутствия плановых ремонтов накапливался десятилетиями. При этом мы пока далеки от того состояния, когда можно говорить о спокойной и надежной эксплуатации сетей. Почти полторы тысячи повреждений, которые мы имели в этот отопительный период, — показатель общего сверхнормативного износа. Чтобы выйти на нормативное состояние сетей, нам надо потрудиться еще лет двадцать в таком ударном темпе, который мы взяли в прошлом году. Напомню, в 2014-м мы переложили более 100 км труб: таких масштабных работ в «Теплоэнерго» давно не было.

— Крупных аварий удалось избежать?

— Если бы они были, вы бы обязательно заметили. Невозможно не заметить серьезных проблем в нашей системе. Они затрагивают тысячи потребителей, здесь ничего не скроешь, поэтому лучший показатель нашей работы, когда про нас не вспоминают. В последние годы мы вкладывали серьезные средства в повышение надежности Нагорной теплоцентрали — основного нашего источника тепла — и сетей от нее. Критические повреждения, которые неоднократно случались на тепловых сетях, были связаны с уязвимостью системы вследствие перебоев внешнего электроснабжения. Мы провели большую работу по модернизации систем управления насосами, ввода аварийного резервного питания. Система аварийных клапанов сброса давления теперь позволяет избежать разрыва сетей вследствие гидроударов. Те перебои электроснабжения, которые еще случались в эту зиму, уже не приводили к авариям на магистральных сетях. В прошлом также остались повреждения, которые создают риск останова Нагорной теплоцентрали.

Все это касается надежности теплоснабжения. Что касается его качества, то случаи, когда мы по своей вине длительное время не можем обеспечить нормативные показатели тепла на вводе в дом, не скажу, что сейчас полностью исключены, но стали единичными. Это подтверждается тем, что из сотен проведенных обследований совместно с домоуправляющими компаниями и ТСЖ было выявлено всего два таких факта. У нас в три раза снизилось количество обращений в Госжилинспекцию. Очень много жалоб на низкую температуру не связано с нарушением параметров поставляемого теплоносителя, а являются следствием ненадлежащей работы внутридомовых сетей, которые разбалансированы, изношены и не функционируют должным образом. Зачастую ТСЖ или ДУК не могут или не хотят заниматься своими внутридомовыми сетями. И главное — энтузиазма у собственников жилья мы не видим.

— Можете привести конкретный пример?

— У нас больше половины потребителей завершили 2014 год с установленными приборами учета. Помните, эти общедомовые приборы учета устанавливались в многоквартирных домах за счет «Теплоэнерго»?

Прошлый год стал первым полным годовым периодом их эксплуатации. Возникла довольно ощутимая разница между существующими много лет нормативами и фактическими объемами потребления тепла: мы за 2014 год делаем перерасчеты в пользу жителей. Для каждого дома такая «экономия» индивидуальна, но не редкость расхождения и в 20–25%, суммы возврата доходят до 300 тыс. руб. Мы совместно с администрацией полагали, что логично направить эти средства на решение насущных проблем с внутридомовыми системами теплоснабжения и горячего водоснабжения (ГВС).

Однако абсолютное меньшинство домов оказались способны принять решение о расходовании этих высвободившихся средств, которые мы единовременно возвращаем. Позиция собственников жилья вкратце такова: «Пусть нашим имуществом занимается кто-нибудь другой, бюджет или администрация. Мы свои средства на ремонт направлять не будем, даже если эти деньги сейчас не из нашего кармана, а перерасчет «Теплоэнерго» за прошлый год».

— Это именно нежелание тратиться на ремонт или банальная неорганизованность жителей, которые не могут провести полномочное общедомовое собрание собственников жилья?

— Мне трудно судить, чего тут больше. Факт в том, что организовать собрание и принять решение получается в очень небольшом количестве многоквартирных домов. Либо у всех все и так хорошо, и тогда работникам сферы ЖКХ можно расслабиться, либо совсем плохо с осознанием ответственности собственника: даже в своем доме горожане еще не привыкли решать проблемы за свой счет.

Сейчас от Минстроя есть законодательное предложение, чтобы эту «экономию», сложившуюся от разницы между нормативами и реально потребленными ресурсами, целевым образом направлять на энергоэффективность внутренних систем теплоснабжения и ГВС. То есть на государственном уровне это осознали и здравый смысл для всех очевиден. Но эта инициатива явно запоздала. Закон об энергоэффективности требовал завершить установку приборов учета в 2012 году, а инициатива оформится в нормативный акт только в 2016-м, хорошо, если в 2015 году. Этот механизм сможет быть полезен только тем, кто на три-четыре года опоздал с установкой счетчиков. Как в старой шутке: «Не торопитесь исполнять закон, вас могут еще и наказать». Рублем, по крайней мере, мы уже наказаны…

Предполагалось, что после установки приборов учета тарифы будут скорректированы, чтобы учесть изменения объемных показателей для ресурсоснабжающих компаний. Однако этого не случилось, и у нас оказались сильно подорваны доходы, что не может не отразиться и на выполнении инвестпрограммы.

— Каковы финансовые потери «Теплоэнерго» от этого перерасчета?

— В 2015 году по компании мы потеряли в целом свыше 600 млн руб.: перерасчет за 2014-й и снижение текущих начислений в 2015-м, и это довольно болезненная для нас ситуация.

Тарифное законодательство предусматривает необходимость компенсации этих потерь, но в нынешних условиях, когда помимо регулирования тарифов появился механизм ограничения платы граждан по динамике от достигнутого, это становится невозможным. Задача была перейти на прозрачные правила игры «оплати столько, сколько потребил». Но то, как прошел переход на эти правила, подорвало доходы ресурсоснабжающих компаний, хотя такая задача, естественно, не ставилась.

— Тем не менее результаты компании по модернизации своих систем весьма неплохие…

— Да, в прошлом году мы инвестировали порядка трех миллиардов рублей в наше хозяйство. В первую очередь это замена более 100 км сетей, в том числе магистральных на сложных участках под центральными дорогими. За счет реконструкции 11 котельных мы получили около 300 Гкал/ч новых источников тепла, была также проведена модернизация десятка центральных тепловых пунктов и прочие мероприятия.

Есть постановление правительства РФ с планом мероприятий по привлечению инвестиций в сферу ЖКХ. В этом документе в качестве далекой цели, по-моему на 2018 год, ставится планка по доле частного капитала на уровне не менее 50%. Мы в нижегородском «Теплоэнерго» достигли ее уже в 2014 году. В первую очередь это энергосервисные контракты по реконструкции котельных и наша долгосрочная инвестиционная программа, под которую мы привлекаем длинные кредиты.

— Снижение потребления тепловой энергии идет от массовой установки счетчиков, а что дает ее прирост?

— Стабильный рост отпуска тепловой энергии идет за счет подключения новых абонентов. В первую очередь это строительство в Нижнем Новгороде новых объемов жилья, реализуемые проекты комплексной застройки. Могу отметить продолжающуюся застройку Бурнаковской низины, несколькими застройщиками достаточно активно осваиваются большие территории между ул. Июльских дней и берегом Оки, а также в районе между Ильинской ул. и пл. Лядова. В Новинках строится многоэтажное жилье, мы там уже выходим «на землю» — на первом этапе будем строить котельную и сети. Помимо комплексных проектов развития в Нижнем Новгороде вводятся и точечные объекты.

С одной стороны, есть показатели фактически подключенных нагрузок. В прошлом году они составили около 40 Гкал/ч, что довольно много по сравнению с предшествующими периодами. Однако это в 10–15 раз меньше, чем количество запросов к нам от разных застройщиков по новым проектам, которые ничем не заканчиваются. То есть реальные объемы строительства от замыслов и прожектов отличаются в разы. Это общая для нас и города беда, что мы пока не можем сократить дистанцию между реальными объемами строительства и разного рода намерениями.

Это, в свою очередь, мешает нам планировать и разворачивать работы по строительству систем теплоснабжения. Конкурсов и аукционов по земельным участкам проходит много, появляется много инвесторов, но реальный выход от них ощутимо меньше. Мы по закону должны обеспечить физическое подключение через 18 месяцев после обращения инвестора, поэтому вынуждены искать решения и для тех проектов, которые потом остаются только на бумаге. А с другой стороны, задача серьезного развития инженерной инфраструктуры не может решаться в горизонте года-полутора.

— Как в целом повлияла финансовая нестабильность в экономике на планы компании? Удастся ли вам сохранить взятые в прошлом году высокие темпы по той же перекладке сетей?

— Мы сделаем все от нас зависящее для этого. Но надо понимать, что российская финансовая система еще не вернулась в нормальное русло после событий конца прошлого года. Наш цикл работ, связанный с сезонностью, довольно жесткий. Чтобы мы смогли выполнить те же объемы, которые были в прошлом году, нам нужно было иметь доступ к финансированию еще в начале этого года. Сейчас мы совместно с банками приближаемся к принятию решений по долгосрочным кредитам и финансированию инвестпрограммы в прежнем объеме и на приемлемых для нас условиях.

Однако время, которое было потеряно в самый нужный момент, в этом плане дороже денег. Полгода, которые выпали у нас из графика, в полной мере мы компенсировать не сможем. Мы уже заметили, что достигнутые в прошлом году результаты по снижению повреждаемости нивелируются, ведь сети стареют и в течение года. В этом плане мы, образно говоря, пока идем не по ровной земле, а пытаемся идти вверх по движущемуся вниз эскалатору. Надо энергично идти, чтобы просто оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед — надо бежать.

Источник «Коммерсантъ», 03.07.2015

Возврат к списку

Наверх

Спасибо! Данные успешно отправлены.